Храм Покрова
Пресвятой Богородицы
в Осиковке

Богослужение в праздник Обрезания Господня в Осиковке

14.01.2014

"Сходяй Спас к роду человеческому, прият пеленами повитие, не возгнушася плотскаго обрезания, осмодневен по Матери, безначальный по Отцу. Тому вернии возопиим: Ты еси Бог наш, помилуй нас".


14 января, в праздник Обрезания Господня и день памяти свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской, в Покровском храме с. Осиковка иерей Алексий Жиляев совершил Божественную литургию.

По отпусте литургии было совершено славление празднику. Затем священник обратился к молящимся с проповедью на тему Праздника.

Накануне вечером о. Алексий совершил Всенощное бдение в Троицком храме поселка Кантемировка.


Тропарь, кондак и величание Василию Великому, архиепископу Кесарии Каппадокийской:

Тропарь:

Во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово твое, имже боголепно научил еси, естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, царское священие отче преподобне, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак:

Явился еси основание непоколебимое Церкве, подая всем некрадомое господство человеком, запечатлея твоими веленьми, небоявленне Василие преподобне.

Величание:

Величаем тя, святителю отче Василие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего


Священномученик Фаддей (Успенский):

"Всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения яко благ обрезует" - вот смысл нынешнего церковного праздника. Обрезание было установлено Богом и заповедано чрез Авраама всему избранному народу еврейскому. Оно было знаком вступления в завет с Богом, печатью обещания быть в неизменном послушании Ему с дней детства, быть Ему верным до пролития крови; оно совершалось во образ отсечения страстей плотских, обрезания жестокосердия самого сердца, которое так гибельно было для Израиля и так часто заставляло его отступать от Бога своего.

И вот Господь наш, будучи безгрешным, Сам терпит обрезание, чтобы научить покоряться воле Божией требующих обрезания сердец, очищения от множества грехов: "закона Творец законная исполняет", чтобы Своим примером показать, как никто не может прийти к Богу помимо закона Господня. Когда явился Христос-истина, исчезли тени и образы, не стало обрезания. Но не стало лишь собственно тени, а то, что она собою отображала, конечно, осталось, ибо пришел не нарушить Господь Свой закон, а его исполнить (Мф. 5.17), Доселе чрез Святое Крещение, как и чрез обрезание, даем мы обет "отречься сатаны и всех дел его", "сочетаться Христу", то есть вступить с Ним в тесный, вечный союз, который и знаменуется кругообразным хождением вокруг купели в день Святого Крещения. Там обрезывалась плоть, как печать завета, а здесь должно "совлечься тела греховного плоти", то есть всякого греха, который носили и к которому привыкли, как к изветшавшей одежде...

Неужели Христовы мученики должны были запечатлевать кровию завет верности своей Христу, а мы имеем право торжествовать победу их лишь на пиру житейских наслаждений, мы, ради которых проливается кровь Христа и Его святых мучеников? Не должны ли мы быть мучениками, если не кровью, то "произволением", как святитель Василий, который в ничто вменял изгнание, темницы, лишение имущества (если его у него можно вообразить), пытки, самую смерть? Верность совести должны мы, братие, также проявлять до готовности пострадать "даже до крови", чтобы подобно Василию "неработен душевный соблюсти сан", то есть звание христианина соблюсти непорабощенным страстям мира до мученичества, а не так, чтобы отпадать от Христа при всяком натиске вражеских страстей на душу, как на войнв| презренные изменники сдаются врагу при малейшей опасности для их жизни! Ведь не в том только состоит обрезание сердца, которое в Ветхом Завете соединялось с пролитием крови, чтобы на исповеди представить устный перечень или краткое неполное рукописание своих грехов и его разорвать руками, а в том, что-бы вместо риз растерзать самое сердце (Иоил. 2,13) сокрушением и печалью, пролить хотя слезы вместо крови о своих постоянных отступлениях от Христа, искупившего нас Своею кровию.

Потщимся же, братие, празднующие явление Бога во плоти, чтобы превзошла наша преданность Христу преданность Богу народа еврейского, состоявшую из внешних дел и слов праведности книжников и фарисеев (хотя часто наша праведность далека от праведности последних), потому что если она не превзойдет ее и если мы не обережем от страстей самое сердце, то мы не можем войти в Царство Небесное (Мф. 5,20)".